Вход на сайт
442250, город Белинский Пензенской области, пл. Комсомольская, д.8  8(84153) 2-06-55
Карта сайта
Версия для слабовидящих   |   Размер шрифта ААА   |   Цвет сайта ЦЦ
Главная » Администрация города Белинского о законодательстве в области экологической безопасности

Администрация города Белинского о законодательстве в области экологической безопасности

29.09.2017 17:03 (Опубликовано)

 Экологическая безопасность - это более широкое понятие с практической и теоретической точек зрения, чем охрана окружающей среды, поскольку включает в себя не только обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, но и осуществление стратегических экологических интересов и потребностей человека, общества и государства.

При этом важно отметить, что право на благоприятную окружающую среду - это фундаментальное (конституционное) право, обеспечивающее достойное качество жизни населения. Составным элементом реализации данного права является обеспечение экологической безопасности как элемента укрепления всей национальной безопасности и жизненно важных интересов государства и граждан РФ.

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" развивает положения ст. 42 Конституции Российской Федерации, закрепляя право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. В статье 1 указанного Федерального закона понятие "экологическая безопасность" сформулировано как "состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий". Следует обратить внимание на определение данного понятия, которое содержится в Модельном законе об экологической безопасности, принятом на двадцать втором пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление от 15 ноября 2003 г. N 22-18). В статье 1 Модельного закона определяется, что экологическая безопасность - это "система политических, правовых, экономических, технологических и иных мер, направленных на обеспечение гарантий защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека и гражданина от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в настоящем и будущем времени. Практическая реализация правовых, административных и эколого-экономических методов при планировании или осуществлении хозяйственной и иной деятельности с целью обеспечения гарантий экологической безопасности и устойчивого социально-экономического развития государства" .

Проанализировав существующие научные и нормативные позиции, можно прийти к выводу, что понятие "экологическая безопасность" должна рассматриваться прежде всего в контексте национальной безопасности России.

Обеспечение экологической безопасности должно являться одной из задач развития современной России. При этом безопасность в экологической сфере должна быть неразрывно связана с проводимой экономической, социальной, культурной, образовательной, идеологической политикой.

В настоящее время становится все более актуальным вопрос: существует ли у правовых средств обеспечения экологической безопасности в современной России потенциал для развития? Конечно, такой потенциал существует, но для его полноценного раскрытия необходима система новых организационно-правовых мер, основой реализации которых является совершенствование конституционно-правового обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования.

Рациональное природопользование и экологическая безопасность должны рассматриваться не только как способы реализации экологических прав, но и как неотъемлемые части национальной безопасности. В этой связи особую актуальность приобретает совершенствование конституционно-правового обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды, заключающееся в формировании эффективной системы правовых актов, регулирующих данные отношения, нормативное закрепление стратегических ориентиров в данной сфере и полномочий по их достижению за соответствующими органами публичной власти.

Проводя анализ сегодняшнего законодательства в сфере экологической безопасности, стоит выделить ряд положительных сторон. Это, прежде всего, регулирующее влияние человека на окружающую среду и внедрение института наилучших доступных технологий.

В частности, были приняты поправки в Федеральный закон об охране окружающей среды, устанавливающие введение методов экономического стимулирования хозяйствующих субъектов, применяющих лучшие доступные технологии. Закон содержит положения, касающиеся порядка установления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также лиц, обязанных вносить такую плату. Этим Законом регулируются вопросы, касающиеся государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Все объекты должны быть поставлены на государственный учет в течение двух лет со дня вступления в силу обозначенных изменений.

Внесены изменения в Федеральный закон "Об экологической экспертизе", которые уточняют перечень органов, организующих и проводящих экологическую экспертизу, в адрес которых заказчик обязан передавать необходимые материалы, сведения и данные.

Реализуются некоторые законодательные предложения, направленные на развитие практики коллективных действий добровольческих организаций, экологических движений и иных институтов гражданского общества. Так, в 2014 году были уточнены вопросы участия общественных объединений в мероприятиях по охране и использованию особо охраняемых природных территорий. Граждане, а также общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны природы, вправе оказывать содействие органам публичной власти в мероприятиях по организации, охране и использованию особо охраняемых природных территорий. Увеличены штрафы за административные правонарушения, совершенные на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

Одним из существенных аспектов работы в области экологической безопасности стало совершенствование законодательства в сфере регулирования переработки отходов, системы сбора вторичного сырья для дальнейшей переработки и использования в хозяйственном обороте.

Принят Федеральный закон, направленный на создание экономических стимулов по вовлечению отходов деятельности человека в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов и на стимулирование внедрения экологически безопасных объектов для их размещения. В данном Законе предусматриваются введение замкнутых циклов обращения с отходами, совершенствование лицензирования в сфере их переработки, а также перераспределение полномочий между уровнями власти в части обращения с ними.

На обеспечение безопасности в сфере экологии направлен Закон, предполагающий расширение хозяйственного использования возобновляемых источников энергии и местных видов топлива. С его принятием впервые было введено понятие "иные альтернативные виды топлива".

Кроме того, был принят ряд законодательных решений в части обеспечения контроля за состоянием природных ресурсов. В частности, в 2014 году установлены индексация ставок водного налога, новые ставки платы за пользование водными объектами, увеличены штрафы за нарушение правил водопользования, правил охраны атмосферного воздуха.

Стоит отметить изменения, внесенные в законодательство о лесопользовании. Так, за 2013 - 2014 годы были внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, в соответствии с которыми был увеличен срок давности для привлечения к административной ответственности за нарушение правил лесопользования.

Введена уголовная ответственность за оборот нелегально заготовленной древесины - УК РФ дополнен статьей 191.1 "Приобретение, хранение, перевозка, переработка в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины", создана государственная автоматизированная система учета древесины и сделок с ней.

Все новости »
» Последнее в разделе:
15.12.2017 09:18 Отделение ГИБДД ОМВД России по Белинскому району информирует водителей о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях с 1 января 2016 года
15.12.2017 08:27 О сделках, которые подлежат обязательному нотариальному удостоверению
14.12.2017 08:25 Администрация города Белинского призывает соблюдать требования безопасного поведения в условиях гололеда
13.12.2017 08:53 Теперь получить справку 2-НДФЛ стало проще
12.12.2017 09:32 В городе Белинском определены места для размещения ёлочного базара
12.12.2017 09:23 Администрация города Белинского напоминает об административной ответственности за незаконную вырубку лесных насаждений
11.12.2017 17:56 Долгожительница города Белинского приняла поздравление с юбилеем
11.12.2017 17:49 Проведена проверка содержания и технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования
8.12.2017 17:51 ОГИБДД по Белинскому району госавтоинспекция информирует граждан о возможности оплаты государственной пошлины за оказание государственных услуг со «скидкой» 30%
8.12.2017 17:48 Администрация города Белинского напоминает о необходимости соблюдения правил пользования газом в быту